МБОУ "СОШ №3" г.Реутов

МБОУ "СОШ №3" г.Реутов

Самоанализ урока

Памятка для самоанализа урока

В настоящие время многие ученые и практики сходятся на том, что педагоги должны

владеть различными схемами урока и анализировать урок применительно к различным

целям.

Учителя и завуч, посещающие урок, должны быть заранее ознакомлены с целями и

схемами предполагаемого анализа.

 

А. Каков был замысел, план проведения занятия и почему?

1. Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока?

1.1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе, в системе уроков?

1.2. Как

он связан с предыдущими уроками, на что в них опирается?

1.3. Как урок работает на последующие уроки темы, разделы (в том числе других

предметов)?

1.4. Как были учтены при подготовке к уроку программные требования, образовательные

стандарты, стратегии раз

вития данной школы?

1.5. В чем видится специфика этого урока, его особое предназначение?

1.6. Как и почему была выбрана именно предложенная форма занятия (и тип урока)?

2. Какие особенности учащихся класса были учтены при подготовке к уроку (и почему

именно эти особенности)?

3. Какие главные задачи решались на уроке и почему?

4. Чем обосновывается выбор структуры и темпа проведения урока?

5. Чем обосновывается конкретный ход урока? характер взаимодействия учителя и

учащихся? Почему были избраны именно такое

содержание, такие методы, средства,

формы обучения?

6. Какие условия (социально-психологические, гигиенические, учебно-материальные,

эстетические) были созданы для проведения урока и почему?

 

Б. Были ли изменения (отклонения, усовершенствования) по сравнению с первоначальным планом в ходе урока? какие? почему? К чему они привели?

 

В. Удалось ли:

• решить на необходимом (или даже оптимальном) уровне поставленные задачи

урока и получить соответствующие им результаты обучения;

• избежать перегрузки и переутомления учащихся;

• сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроения, самочувствия?

Какова общая самооценка урока?

 

Г. Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока?

Каковы неиспользованные резервные возможности? Что в этом уроке следовало бы сделать иначе, по-другому?

 

Д. Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее?

Предложенный вариант содержит пять ключевых вопросов, обозначенных буквами. Они задают достаточно четкую логику самоанализа, и его алгоритм.

 

До любой внешней оценки урока учитель сам характеризует его по определенным критериям: качество результатов, отсутствие перегрузок, мотивация и самочувствие школьников.

Большинство учителей школы сходится на том, что анализ урока необходим для повышения качества обучения. Однако под основным механизмами, помогающими достичь более высокие результаты в учебе, понимаются контроль и руководство процессом запоминания знаний.

Для этого прежде, чем идти на урок, составляется беседа с учителем перед уроком.

 

Общие критерии анализа урока

Результативность.

Считается, что результативность урока зависит от технологии его проведения, основанной на соблюдении основных правил организации учебного процесса и чем качественнее технология, тем выше результат урока. Поэтому вся деятельность учителя и ученика должна осуществляться с учетом новейших психолого-педагогических достижений.

Основные пути повышения эффективности урока

• постановка и решение познавательных, воспитательных и развивающих задач;

• оптимизация процесса обучения (выбор наиболее эффективного варианта для данных условий на всех этапах обучения с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся);

• стимулирование и формирование познавательных интересов учащихся;

• применение активизирующих методов и средств обучения;

• организация самодеятельности учащихся;

• единство формирования знаний, умений и навыков как специальных, так и общих;

• организация оперативной обратной связи;

• формирование отношений сотрудничества учителя и учащихся; создание благоприятного психологического микроклимата;

• интенсификация учебного процесса путем НОТ учителя и учащихся.

 

Структура урока

На сегодняшний день объем научной информации огромен, время обучения ограничено.

И одним из актуальных требований является нахождение оптимальных содержания и

методов обучения.

Структура урока строится на основе дидактических целей, с учетом содержания учебного

материала, составом умственных и практических операций, осуществляемых в ходе

учебной деятельности, психологических закономерностей и условий (состав класса,

уровень подготовки, влияние сильных и дезорганизующих учеников и т.д.).

Исходя из закономерностей усвоения того или иного учебного материала, учитель создает

свою логику его изучения, свою последовательность, что определяется многообразием

возможных конкретных способов методик и приемов обучения.

 

Рациональную структуру урока обеспечивают

• комплексное планирование задач обучения, воспитания и развития;

• выделение в содержании урока и темы главного, существенного;

• определение целесообразной последовательности и дозировки материала и времени повторения, изучения нового, закрепления домашнего задания;

• выбор рациональных методов, приемов и средств обучения;

• дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам;

• создание необходимых учебно-материальных условий обучения.

 

Активизация познавательной деятельности учащихся

Для эффективного усвоения знаний необходимо, чтобы учебный материал стал предметом

активных мыслительных и практических действий каждого ученика.

Закономерно, что чем активнее познавательная деятельность обучаемого, тем выше эффективность усвоения. Поэтому преподавание учебных дисциплин должно опираться на методологический принцип деятельностного подхода и в процессе обучения необходимо формирование учебно-познавательной деятельности.

 

Структура учебно-познавательной деятельности

• осознание и принятие школьником учебно-познавательной задачи;

• построение плана ее решения;

• практическое решение задачи;

• контроль над процессом решения задачи;

• оценка результата в соответствии с эталоном;

• определение задач дальнейшего совершенствования приобретенных знаний.

Учителю необходимо уметь создать творческую самостоятельную учебную деятельность

учащихся на уроке и руководить процессом усвоения через использование “активных”

методов обучения и разнообразных методических приемов, через особым образом

организованное общение.

 

Уровни самоанализа урока

1. Эмоциональный – непроизвольный уровень, когда учитель чувствует удовлетворенность или неудовлетворенность своей педагогической деятельностью.

2. Оценочный, когда оценивается соответствие результата урока намеченному целям и плану.

3. Методический, когда анализируется урок с позиций существующих требований к уроку.

4. Рефлексивный, когда определяются причины и вытекающие из них последствия.

Это высший уровень анализа, для осуществления которого необходимо привлечь психолого-педагогическую теорию.

 

Примерная памятка для самоанализа урока учителем

(по Поташнику М.М.)

1. Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся? Какие

особенности учащихся при планировании данного урока?

 

2. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими,

на что в них опирается? Как этот урок работает на последующие уроки, темы разделы? В чем специфика этого урока? Каков его тип?

 

3. Какие задачи решались на уроке;

• образовательные,

• воспитательные,

• задачи развития?

 

Была ли обеспечена их комплексность? Взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены в задачах особенности класса, отдельных групп школьников?

 

4. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения

этих задач?

Рационально ли выделено место в уроке для опроса, изучения нового материала,

закрепления, домашнего задания и т.п.? Рационально ли было распределено время,

отведенное на все этапы урока? Логичны ли “связки” между этапами урока?

 

5. На каком содержании ( на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делался

главный акцент на уроке и почему? Выбрано ли главное, существенное?

 

6. Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала? Дать

обоснование выбора методов обучения.

 

7. Какое сочетание форм обучения избрано для раскрытия нового материала и

почему? Необходим ли был дифференцированный подход к учащимся? Как он

осуществлялся и почему именно так?

 

8. Как был организован контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких

формах и какими методами осуществлялся? Почему?

 

9. Как использовался на уроках учебный кабинет, какие средства обучения? Почему?

 

10. За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся в течение

урока?

 

11. За счет чего на уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера общения? Как было реализовано воспитательное влияние личности учителя?

 

12. Как и за счет чего обеспечивалось на уроке и в домашней работе учащихся

рациональное использование времени, предупреждение перегрузки учащихся?

 

13. Запасные методические “ходы” на случай непредвиденной ситуации.

 

14. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то

какие и почему? Когда учитель планирует восполнение нереализованного?

 

Самоанализ урока учителем

(по Шамовой Т.И.)

1. Дать краткую характеристику класса, выделить группу учащихся с различным уровнем овладения программным материалом.

 

2. Охарактеризовать тему урока; степень сложности вообще и трудности для данного класса или отдельных учеников.

 

3. Обосновать постановку ТДЦ урока, тип и его структуру.

 

4. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на РР обучения на уроке.

 

5. Показать, как другие этапы работали на главный этап.

6. Дать оценку успешности достижения ТДЦ урока, обосновать показатели РР (реального результата).

 

7. Наметить перспективы совершенствования своей деятельности.

 

Самоанализ урока.

(по Куриленко Т.М.)

1. Была ли достигнута цель урока?

2. Как были использованы воспитательные возможности учебного материала в целях всестороннего развития личности учащегося?

3. Все ли учащиеся работали на уроке и как они работали?

4. Как использовалось время на уроке? Имели ли место потери времени на уроке и что было их причиной?

5. Какие знания усвоили учащиеся, какие умения закрепили?

6. Какие были недостатки в ходе урока и почему?

7. Какие изменения в структуру и содержание урока внес бы учитель, если бы его пришлось повторить?

версия для слабовидящих

https://school3.edusev.ru/uploads/1000/791/section/367752/Minobrnauki_RF.png

 

 

Структура 2018-2019 учебного года

1 триместр

10 учебных недель

с 01.09.2018 по 25.11. 2018

 

01.09. 2018 – 05.10.202018

Каникулы

08.10.2018 – 14.10.2018

15.10. 2018 – 16.11. 2018

Каникулы

19.11.2018 – 25.11. 2018

 

2 триместр

11 учебных недель

с 26.11.2018 по 24.02.2019

26.11.2018 – 28.12.2018

Каникулы

31.12.2018 -08.01.2019

09.01.2019 – 15.02.2019

Каникулы

18.02.2019 – 24.02.2019

 

3 триместр

13 (12) учебных недель

с 25.02.2019 по 31.05.2019

для 2-х – 8 –х,

с 25.02.2019 по 25.05.2019

для 1-х,  9 –х классов

25.02.2019 – 05.04.2019

Каникулы

08.04.2019 – 12.04.2019

13.04.2019 – 31.05.2019 

для 2-х – 8 –х, 10-х классов;

13.04.2019 – 25.05.2019 

для 1-х,  9 –х классов

 

Для 10-11 классов

 

1 полугодие 15 учебных недель

с 01.09.2018 по 29.12.2018

 

2 полугодие 18 учебных недель

с 09.01.2019 по 31.05.2019 – 10 класс

 

2 полугодие 17 учебных недель

с 09.01.2019 по 25.05.2019 – 11 класс

 

Каникулы для обучающихся 10,11 классов

установить в соответствии со сроками каникул

для обучающихся 1-9 классов

 

Copyright ©МБОУ "СОШ №3" г.Реутов

Путин: ЕГЭ себя во многом оправдал

http://img3.postila.ru/storage/12096000/12089760/ac173ed2288da78c08a890c8a60013a1.jpg

Президент России Владимир Путин считает, что Единый государственный экзамен (ЕГЭ) в России во многом себя оправдал, но такой способ проверки знаний не лишен проблем.

«У нас много споров. Действительно, этот способ выявления знаний [ЕГЭ] себя во многом оправдал, но много и проблем возникает», — сказал глава государства, выступая в ходе заключительной дискуссии заседания клуба «Валдай».

Российский лидер отметил, что «всегда в образовании должен присутствовать элемент творчества», оно не должно быть «конвейерным».

В начале октября портал iz.ru писал, что Путин поддержал инициативу прибавлять к результатам ЕГЭ до 25 баллов за портфолио достижений учащегося.

Смотреть репортаж

Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года