Инновационный проект
Проект
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 3
с углубленным изучением отдельных предметов»
«Школа информационной культуры»
г.Реутов
2014-2015
Паспорт проекта
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 3
с углубленным изучением отдельных предметов»
Наименование разработки |
Проект развития информационной среды образовательного учреждения «Школа информационной культуры» |
Основной разработчик |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов» |
Цели проекта |
Повышение качества образования через формирование информационно-коммуникационных компетенций в условиях перехода на новые Федеральные государственные образовательные стандарты и активное использование информационных технологий. |
Задачи проекта |
|
Сроки реализации проекта |
2014-2015 г.г. |
Основные направления деятельности по реализации проекта |
1.Приоритетные направления деятельности учителя. 2.Приоритетные направления деятельности ученика. 3.Приоритетные направления деятельности администрации. 4.Приоритетные направления деятельности родителей (законных представителей). 5.Совершенствование и развитие единого информационного пространства школы. |
Адрес размещения проекта в сети Интернет |
http://school3reutov.sesite.ru/shkola-informacionnoj-kultury/
|
Концепция проекта «Школа информационной культуры»
В условиях поэтапного перехода к Федеральным государственным стандартам второго поколения (на всех ступенях общего образования) и в соответствии с основными идеями Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" перед современным образовательным учреждением встает необходимость:
-организации сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, направленного на повышение эффективности образовательного процесса;
-формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской и художественной деятельности;
-использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
-эффективного использования профессионального и творческого потенциала педагогических и руководящих работников образовательного учреждения, повышения их профессиональной, коммуникативной, информационной и правовой компетентности;
-эффективного управления образовательным учреждением с использованием информационно-коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования.
При этом определяются следующие требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы:
- уровень квалификации работников образовательного учреждения для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а для педагогических работников государственного или муниципального образовательного учреждения – квалификационной категории;
- непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу основного общего образования, должна обеспечиваться освоением ими дополнительных профессиональных образовательных программ, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.
В системе образования должны быть созданы условия для:
- комплексного взаимодействия образовательных учреждений, обеспечивающего возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов;
- оказания постоянной научно-теоретической, методической и информационной поддержки педагогических работников, по вопросам реализации образовательной программы;
- использования инновационного опыта других образовательных учреждений, проведения комплексных мониторинговых исследований результатов образовательного процесса и эффективности инноваций;
- планирования учебного процесса, фиксации его динамики, промежуточных и итоговых результатов.
Материально-технические условия реализации образовательной программы должны обеспечивать:
- полные комплекты технического оснащения и оборудования всех предметных областей и внеурочной деятельности, включая расходные материалы и канцелярские принадлежности (бумага для ручного и машинного письма, картриджи, носители цифровой информации);
- включение обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность, проведение наблюдений и экспериментов, в том числе с использованием: учебного лабораторного оборудования; цифрового (электронного) и традиционного измерения; виртуальных лабораторий, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественнонаучных объектов и явлений;
- художественного творчества с использованием информационно-коммуникационных технологий, в том числе для реализации художественно-оформительских и издательских проектов, натурной и рисованной мультипликации;
- проектирование и конструирование, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью, с использованием конструкторов; управления объектами; программирования;
- размещение продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде образовательного учреждения;
-проектирование и организацию индивидуальной и групповой деятельности, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий; планирование учебного процесса, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов);
-обеспечение доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических текстографических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся
Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное цифровое оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать:
-информационно-методическую поддержку образовательного процесса;
-планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;
-мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;
-мониторинг здоровья обучающихся;
-современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
-дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования;
-дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий, а также наличие служб поддержки применения информационно-коммуникационных технологий.
Функционирование информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации.
Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации образовательной программы включает характеристики оснащения школьной библиотеки, учебных кабинетов и лабораторий, административных помещений, школьного сервера, школьного сайта, внутренней (локальной) сети, внешней (в том числе глобальной) сети и направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией образовательной программы, достижением планируемых результатов, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации образовательной программы должно обеспечивать:
-информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета);
-укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования, дополнительной литературой.
-Образовательное учреждение должно иметь интерактивный электронный контент по всем учебным предметам, в том числе, содержание предметных областей, представленное учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться.
Поэтапный переход к Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения предусматривает широкое применение новых информационных технологий и использование Интернет-ресурсов для формирования информационной компетентности не только педагогических и административных кадров общеобразовательного учреждения, но и учащихся, что предполагает наличие высокого уровня информационной культуры как части его профессиональной культуры и соответствующее изменение образовательного пространства школы.
Для этого необходима реализация следующих положений:
1.Создание оптимальных условий для овладения и внедрения в образовательный процесс информационных технологий и расширение областей их применения.
2. Организация деятельности по теоретической и практической подготовке педагогических кадров с целью повышения их информационной компетентности.
3. Реализация проблемного обучения через метод проектов с применением цифровых технологий для создания условий самореализации обучающихся.
4. Совершенствование и развитие единого информационного пространства школы.
5. Применение компьютерного мониторинга для проблемного анализа и своевременной корректировки деятельности педагогического коллектива.
6. Реализация личностно-ориентированного и деятельностного подхода в образовательном процессе на информационном уровне.
7. Оптимизация условий для подготовки учителя к уроку через использование информационных ресурсов и технологий.
8. Оптимизация взаимодействия школы с информационным пространством города, региона, страны, мира.
Проект «Школа информационной культуры» включает в себя 5 основных разделов:
- совершенствование единого информационного пространства школы;
- автоматизация организационно-распорядительной деятельности школы;
- использование информационных технологий для непрерывного профессионального образования педагогов и оптимизации учебного процесса;
- обеспечение условий для формирования информационных компетенций обучающихся;
- создание условий взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство школы.
Проект направлен на освоение участниками образовательного процесса информационных технологий и использование их в практической деятельности с целью повышения качества образования.
Реализация данного проекта позволит эффективно организовать учебный процесс, опираясь на последние достижения науки, анализировать результаты деятельности всего коллектива и каждого ее участника в процессе обучения, выявлять уровень эффективности внедрения информационных технологий в образовательный процесс.
Проект включает организацию деятельности, направленную на теоретическую и практическую подготовку учителей на всех этапах освоения и внедрения информационных технологий.
На всех этапах проектом предусмотрен работы компьютерный мониторинг обученности, качества образования, создание информационного банка из опыта работы с новыми информационными технологиями, компьютерное тестирование и использование ИК-технологий на школьных и городских мероприятиях, создание компьютерных картотек образовательных программ.
Кроме того, предусмотрена диагностика, анализ результатов и обеспечение необходимой коррекционной работы, социально-психологическое сопровождение, применение информационных технологий в работе с одаренными детьми и широкое использование электронных образовательных ресурсов.
Цель проекта: повышение качества образования через формирование информационно-коммуникационных компетенций в условиях перехода на новые Федеральные государственные образовательные стандарты и активное использование информационных технологий
Задачи:
- Совершенствование и развитие единого информационного пространство школы.
- Автоматизация организационно-распорядительной деятельности школы.
- Использование современных цифровых технологий для непрерывного повышения профессионального уровня педагогов, повышения их информационной культуры и оптимизации учебного процесса.
- Обеспечение условий для формирования информационной культуры обучающихся и информационно-коммуникационных компетенций.
- Создание условий для взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство школы и современные Интернет-ресурсы.
Приоритетные направления деятельности администрации
- Автоматизация организационно-распорядительной деятельности
- Ведение мониторинга качества обучения
- Ведение компьютерного мониторинга обученности
- Электронный документооборот
- Проведение семинаров-практикумов по внедрению информационных технологий в образовательный процесс
- Компьютеризация школьной библиотеки
- Электронная база педагогических кадров
- Электронная база по учащимся
- Создание и поддержание сайта школы, Web- страниц отдельных школьных проектов
- Размещение на сайте школы локальных документов образовательного учреждения
- Использование возможностей социальных сетей в образовательных и воспитательных целях
Приоритетные направления деятельности учителя
- Осознание современных информационно-коммуникационных технологий как части общей информационной компетенции учителя.
- Использование информационных ресурсов сети Интернет в организации познавательной деятельности школьников на уроке и во внеурочной деятельности.
- Использование Интернет–ресурсов в образовательном пространстве школы.
- Повышение квалификации педагогических и административных кадров, в том числе с помощью дистанционного образования
- Расширение использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов сети Интернет в образовательной и воспитательной деятельности школы.
- Разработка собственных электронно-образовательных ресурсов
Приоритетные направления деятельности ученика
- Приобретение информационной компетентности обучающихся на всех ступенях образования в общеобразовательном учреждении.
- Формирование навыков грамотного использования информационных ресурсов сети Интернет в ходе самообразования.
- Использование информационных технологий во внеурочной деятельности.
- Использование информационных технологий для подготовки к уроку и в проектной деятельности.
- Освоение технологии компьютерного обучения и тестирования.
- Активизация участия в Интернет-конкурсах и дистанционных олимпиадах.
- Использование социальных сетей и ресурсов школьного сайта для взаимодействия с обучающимися и педагогами
Приоритетные направления деятельности родителей (законных представителей)
- Получение информации о расписании учебных занятий; о проводимых школьных мероприятиях и их результатах через сайт школы.
- Дистанционное общение с руководством школы и учителями средствами информационно-коммуникационных технологий.
- Получение доступа к нормативно-правовому обеспечению образовательного процесса через Интернет-ресурсы.
Приоритетные направления деятельности по созданию единого информационного пространства школы
Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий является одним из факторов, которые определяют развитие мирового сообщества XXI века. Цивилизация идет к построению информационного общества, в котором главную роль играют не природные ресурсы и энергия, а информация и научные знания – факторы. Именно они определяют общий стратегический потенциал общества и перспективы его дальнейшего развития. Поэтому особую актуальность приобретают следующие задачи, направленные на подготовку школьников к жизни в условиях информационного общества:
- формирование умения и навыков критического мышления в условиях работы с большими объемами информации, способности осуществлять выбор и нести за него ответственность;
- формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием средств информационно-коммуникационных технологий (поиск и обработка информации, использование различных источников данных, работа с документами);
- развитие умения находить и интерпретировать связи между учебными знаниями и явлениями реальной жизни, к которым эти знания могут быть применены; способности решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные знания, умения и навыки;
- развитие коммуникабельности, предполагающей учет различных точек зрения, умение анализировать их основания, навыки публичных выступлений, участия в дискуссии, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и работать в команде.
Одним из наиболее перспективных вариантов решения очерченного класса задач на уровне общего среднего образования является организация единого информационного пространства школы.
Единое информационное пространство трактуется как совокупность следующих компонентов:
- информационных ресурсов, содержащих данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;
- организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;
- средств информационного взаимодействия граждан и организаций, обеспечивающих им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий — программно-технических средств и организационно-нормативных документов.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс связано с техническим оснащением образовательного учреждения. В состав школьной информационной среды могут входить:
- учебные классы, оснащенные персональными компьютерами, объединенными в локальную сеть, компьютерной техникой, необходимым учебно-методическим комплексом, программным обеспечением;
- учебная аудитория, оснащенная мультимедиапроектором, персональным компьютером, переносным или стационарным экраном;
- медиатека, объединяющая медиа-, видео-, библиотеку и обеспечивающая доступ к различным информационным ресурсам
В центре единого информационного пространства школы должен находиться ученик. Единое информационное пространство школы создается ради того, чтобы учащийся за годы обучения в школе мог получать самые передовые знания, умел активно их применять, научился диалектически мыслить, раньше социализировался, легче адаптировался к быстро меняющемуся миру и при этом успевал посещать кружки, секции, читать книги и т. д. Единое информационное пространство школы должно быть подчинено образовательному процессу, обеспечивать и обслуживать, в первую очередь, учебную деятельность школы и как ее необходимое условие - управленческую.
Основная идея создания единого информационного пространства учебного заведения - учебная, образовательная, воспитательная.
Можно выделить следующие составляющие единого информационного пространства школы:
- физическую
- информационную
- психологическую
- интеллектуальную
1. Физическая, или «неэлектронная», составляющая. Это кабинеты информатики (информационных технологий), предметные и специальные кабинеты. К специальным кабинетам относятся кабинеты администрации школы, учительская, медицинский пункт, а также кабинет логопеда, охраны, психологов и т. п., т. е. те кабинеты, откуда также возможно поступление информации. Кроме того, к «неэлектронной» составляющей относится библиотека(медиатека), информационный центр школы (медиацентр) , радиоузел (радиостудия), помещения для кружковой, факультативной работы и группы продленного дня.
2. Информационная, или «электронная», составляющая включает аппаратное обеспечение, программное обеспечение, содержательное наполнение (в том числе сетевое),сайт школы, методическую поддержку, с помощью которой структурируются и актуализируются учебные материалы.
3. Психологическая составляющая учитывает:
• тип, специфику и интенсивность взаимоотношений между преподавателями и учащимися, а также учащихся между собой в реальных условиях образовательной среды учебного заведения;
• волю и желание участников образовательного процесса к применению информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе;
• психологическую готовность к изменению парадигмы образования, методических подходов и педагогических постулатов, переходу от философии «давать знания» к философии «учить добывать знания».
4. Интеллектуальная составляющая учитывает:
• общий профессиональный уровень педагогического коллектива;
• выдвигаемые приоритеты образовательного процесса;
• желание совершенствоваться в повышении своего педагогического потенциала и развитии информационного образовательного пространства учебного заведения.
Единое информационное пространство школы выполняет информационную, образовательную и коммуникативную функции за счет:
• наличия единой для всей школы базы данных, содержащей информацию о различных аспектах учебно-воспитательного процесса (сведения о сотрудниках, учащихся и родителях (законных представителях), учебный план, электронный классный журнал, расписание, разнообразные отчеты и т. п.);
• наличия у пользователей возможности общения между собой и доступа к общим ресурсам;
• использования в учебном процессе разнообразных электронных учебных курсов: как готовых, распространяемых на компакт-дисках, так и курсов собственной разработки, а также интегрирования всех курсов в единую среду;
• наличия среды, в которой сотрудники школы и учащиеся осваивают информационные и коммуникационные технологии.
Основой единого информационного пространства школы являются кабинеты информатики и информационных технологий, библиотека и компьютеризированные рабочие места учителей и администрации, объединенные в единую сеть на основе сервера.
Информационная среда
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 3
с углубленным изучением отдельных предметов»
Информационная среда школы состоит из следующих компонентов:
1. Нормативно-регламентирующее обеспечение учебно-воспитательного процесса, основанного на использовании информационно-коммуникационных технологий, предназначенное для решения административно-финансовых задач в учреждении образования и организации взаимосвязи между формальной и содержательной сторонами учебного процесса.
2. Инструментальные компьютерные средства для эффективного обучения, мультимедиа технологии.
2.1. Кабинет информатики на 12-15 рабочих мест (персональные компьютеры в единой локальной сети, мультимедиа проектор, интерактивная панель).
2.2. Мобильный класс на 12 рабочих мест (ноутбуки) для организации классно-урочной и внеурочной работы по любому предмету с любыми типами информационных носителей.
2.3.2 кабинета начальной школы, оборудованные 26 нетбуками, 2 интерактивными досками с короткофокусными мультимедиапроекторами, 2 комплектами учебно-лабораторного оборудования, соответствующими требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования..
Оснащение техническими аудиовизуальными средствами обучения предметных кабинетов: математики (2 кабинета), музыки и МХК, русского языка и литературы (3 кабинета), физики, химии, истории и обществознания, географии, технологии, биологии, ОБЖ, английского языка (2 кабинета), кабинетов начальных классов.
2.4. Автоматизированные рабочие места администрации школы (кабинет директора, учебная часть с локальной сетью, кабинет заместителя директора по воспитательной работе), библиотекаря, секретаря.
3. Информационные ресурсы накопления, хранения и распространения знаний.
(Педагогами школы в своей работе эффективно используются электронные образовательные ресурсы, проводится работа по созданию и использованию в образовательной деятельности собственных электронных продуктов, активно используется электронный документооборот).
4. Организационная структура по обеспечению эффективного взаимодействия пользователей в условиях информационной среды. Введена должность заместителя директора по информационным технологиям, регламентирующего и координирующего внедрение информационных технологий в учебный и управленческий процесс
Этапы реализации проекта
«Школа информационной культуры»
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов»
по информатизации образовательного учреждения
1 этап. 2014 год. Январь – июнь.
1. Разработка и совершенствование единой структуры базы данных школы. Работа административных кадров с региональными базами данных
2.Создание и налаживание работы организационной структуры информационной службы школы
3. Организация ЛВС в кабинете информатики с подключением ее к сети Интернет
4. Обеспечение доступа педагогического состава образовательного учреждения к ресурсам Интернет в кабинете информатики.
5. Апробация системы электронного журнала и электронного дневника педагогами школы и административными кадрами.
6. Участие образовательного учреждения в Общероссийском проекте «Школа цифрового века» для обеспечения доступа педагогических кадров к современным образовательным ресурсам.
7. Приобретение комплекта «Цифровая лаборатория» (физика) для освоения современных методов работы с цифровым лабораторным оборудованием.
2 этап. 2014 год. Август – декабрь.
1. Наполнение локальных баз данных информацией. Организация или адаптация баз данных по различным направлениям образовательной деятельности (база данных по организации управления школы, медико-психологические базы данных, база данных материальных ценностей образовательного учреждения и др.)
2. Доукомплектация компьютерной техникой системы управления школой. Организация рабочих мест зам. директора по воспитательной работе, социального педагога, психолога.
3. Модернизация парка компьютерной техники. Приобретение и установка учебно-лабораторного оборудования для обеспечения требований Федеральных государственных образовательных стандартов, предъявляемых к организации образовательного процесса в основной школе.
4. Расширение ЛВС Подключение к локальной сети всех компьютеров, задействованных в управлении школой и организация их доступа к сети Интернет.
5. Совершенствование структуры и обновление содержания школьного сайта.
6. Подключение к общей локальной сети всех компьютеров, а также организация их доступа к сети Интернет.
7. Обслуживание и обновление сайта.
8. Внедрение системы электронных журналов и электронных дневников. Обучение педагогических и административных кадров работе в системе.
9. Оснащение кабинетов химии, биологии комплектами «Цифровая лаборатория».
10. Оснащение кабинета физики 15-ю комплектами «Цифровая лаборатория» для проведения фронтальных лабораторных работ и организации элективных курсов и внеурочной проектно-исследовательской деятельности.
3 этап. 2015 год
1. Дальнейшая работа по созданию и адаптации баз данных по различным направлениям образовательной деятельности. Создание или адаптация многоуровневой система баз данных для накопления и хранения педагогического опыта с возможностью поиска нужной информации. Создание информационно-справочной системы, доски объявлений, электронного варианта школьной ученической газеты и реализация других сетевых школьных мероприятий.
2. Приобретение и установка учебно-лабораторного оборудования для обеспечения требований Федеральных государственных образовательных стандартов, предъявляемых к организации образовательного процесса в средней школе.
3. Приобретение и установка программного обеспечения. На момент приобретения необходимо предварительно проанализировать новые разработки в этой области.
4. Расширение деятельности педагогов по внедрению в образовательный процесс электронных образовательных ресурсов
5. Анализ возможностей дистанционного обучения и их реализации на базе школы.
Модули информатизации
МОДУЛЬ 1
ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Образовательно-информационная сеть.
Информационно-образовательная сеть должна обеспечивать:
- постоянный и свободный доступ к информационным ресурсам всем участникам информационного процесса,
- движение информации в школе,
- функционирование системы электронного документооборота.
Необходимо создание двухуровневой действующей и наполненной информацией сети как аппаратно-программной основы единого информационного пространства школьного образования, которое будет служить целям формирования современного информационного мышления руководителей, педагогов, учащихся.
2. Информационная служба.
Цель: формирование и адаптация информационно-образовательной службы на базе интеграции современных аудио, видео, компьютерных систем и средств телекоммуникаций.
Для работы с техническими аудиовизуальными средствами обучения и компьютерной техникой, пользования услугами сети Интернет всеми участниками образовательного пространства необходима организация в школе медиацентра с необходимым количеством персональных компьютеров, периферией (сканер, принтер) и выходом в Интернет. До 2015 года оборудование кабинетов техническими аудиовизуальными средствами обучения и подключение к сети Интернет должно быть завершено. Учебный процесс должен быть полностью обеспечен не только техническими, но и необходимыми программными средствами.
3. Развитие информационно-образовательных ресурсов.
В настоящее время в школе информационные ресурсы представлены фондом программных средств для обеспечения учебно-воспитательного процесса, обеспечен доступ к информации участникам образовательного процесса, автоматизирован документооборот, разработан Web-сайт. Необходимо дальнейшее пополнение медиатеки, обновление служебных и специализированных программных средств.
При этом предполагается вовлечение педагогических кадров в процесс самостоятельного создания электронных образовательных ресурсов для обеспечения образовательного процесса в полной мере в соответствии с педагогическими методиками и подходами каждого педагога.
МОДУЛЬ 2
ИНТЕГРАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИЕ
Информатика является не только средством информационной поддержки педагогического процесса и высокоэффективным педагогическим инструментом, но и весьма важным и необходимым предметом школьного образования.
Хорошо поставленная система обучения в рамках предмета "Информатика" - одно из условий реализации проекта «Школа информационной культуры:
1.Формирование образовательно-информационной среды на основе интеграции информационных и коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс в рамках предмета "Информатика" за счет усовершенствования традиционных решений и использования инновационных форм, средств и методов обучения.
2. Создание системы дополнительного образования учащихся по информатике.
3. Повышение квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий.
4. Мультимедийное образование. Организация медиатеки и создание фонда программных продуктов: обучающих компьютерных сред, электронных энциклопедий, информационно-справочных материалов.
МОДУЛЬ 3
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ИМИДЖА ШКОЛЫ
Информация о деятельности системы образования в большей степени является закрытой для большинства населения, поскольку она малодоступна и представлена либо в специальных изданиях с использованием профессиональной терминологии, либо примитивно и субъективно - в свободной прессе. Наличие общественной поддержки и понимания целей модернизации образовательного процесса является важным условием успешной реализации информатизации школы.
Цель: сформировать общественное мнение для поддержки проектов и организационных мероприятий в области модернизации образовательного пространства школы в целом и его информатизации в частности.
МОДУЛЬ 4
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
И ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий относится к основным метапредметным результатам освоения образовательной программы. При этом Программа развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования должна быть направлена на формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет.
Сформированный информационный стиль мышления позволяет ученику осуществлять обоснованный выбор профессии, гарантирует успешность обучения, социальную и профессиональную адаптацию, раскрытие и реализацию творческих способностей, и, следовательно, предоставляет все шансы на самореализацию.
Чтобы такая модель выпускника стала реальной для большинства школьников, необходимо целенаправленное формирование информационной культуры, которая является основой и гарантией достижения результатов.
Анализ подходов к раскрытию понятия информационной культуры говорит о многообразии взглядов на ее суть, хотя можно выделить несколько общих идей.
1. Информационная культура не является специализированной формой культуры и рассматривается как один из аспектов общей культуры.
2. Информационная культура является качественной характеристикой личности.
3. В качества объекта при анализе информационной культуры исследуются знания, которыми должен обладать человек.
4. Информационная культура заключается в умении целенаправленно работать с информацией, обоснованно использовать методы и технические средства для ее получения, хранения, обработки и передачи.
5. Информационная культура распространяется на умение представить свою деятельность, результаты работы, раскрыть свои способности, представить свои достоинства, используя информационно-коммуникационные технологии.
Особую актуальность информационная культура приобретает в связи с широким использованием информационных и коммуникационных технологий в таких областях человеческой деятельности, как средства массовой информации, мониторинг социальных отношений, управление развитием социальных систем.
МОДУЛЬ 5
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
И ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
Знаниевый уровень – это уровень овладения информационными технологиями. На современном этапе развития российской системы общего образования этот уровень является базовым при формировании и последующей оценке информационной компетентности учителей. Он характеризуется наличием у учителей знаний, умений и навыков, достаточных для пользования оборудованием, программным обеспечением и ресурсами в сфере информационно-коммуникационных технологий.
При этом следует различать подуровень компьютерной грамотности, неспецифический для работников образования (в том числе учителей), определяемый современным состоянием информационно-коммуникационных технологий и общим уровнем информатизации общества, и профессионально-ориентированные подуровни
а. Подуровень общей компьютерной грамотности. Это уровень общепедагогических знаний, умений и навыков в сфере применения информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности.
-Функциональная (компьютерная) грамотность, обеспечивающая знания, умения и навыки в сфере информационно-коммуникационных технологий
-Общепедагогическая готовность, обеспечивающая знания, умения и навыки применения информационно-коммуникационных технологий
в педагогической деятельности, инвариантная относительно преподаваемых предметов.
б. Подуровень специфической ,предметной компьютерной грамотности
– знания, умения и навыки, которые специфичны для предметной области. Например, учителя естественнонаучных предметов должны уметь использовать компьютерные математические модели процессов, связанных с их предметом (а на более высоком уровне – создавать такие модели).
Например, для учителей естественнонаучных предметов (физики, химии, биологии) использование методов компьютерного математического моделирования, особенно в профильном варианте обучения, является высокопродуктивным; для филологов аналогичную роль могут играть компьютерные технологии анализа текстов, для историков – технологии баз данных и т.д.
Деятельностный уровень – это уровень использования информационно-коммуникационных технологий. На этом уровне функциональная грамотность в сфере информационно-коммуникационных технологий эффективно и систематически применяется учителем для решения образовательных задач.
Подуровень организационных инноваций проявляется в эффективной реализации учителем нового организационно-технологического функционала, в частности
• организации и сопровождения сетевых форм осуществления образовательного процесса;
• реализации дистанционного, очно-заочного, домашнего обучения и т. д.;
• организации и сопровождении обучения на основе индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальных учебных планов учащихся;
• соорганизации разных форм образовательной деятельности – урочной, внеурочной, самостоятельной, воспитательной и других – в единый образовательный процесс;
Подуровень содержательных инноваций характеризуется систематическим, целенаправленным и эффективным использованием информационных ресурсов и электронных образовательных ресурсов в достижении нового качества образования. Он направлен на модернизацию образовательного процесса в соответствии с концепцией «создания знаний» и проявляется в обновлении содержания образования, методов преподавания, систем оценки качества.
Содержательные инновации включают в себя комплекс элементов:
• разработку и реализацию учебных курсов на основе электронных образовательных ресурсов (элективных курсов, учебных практик, курсов профессиональной и профильной ориентации и др.);
• реализацию новых видов образовательной деятельности, к которым относятся:
- проблемный и проектный подходы в обучении учащихся;
- организация образовательного процесса на основе самостоятельной индивидуальной и групповой деятельности учащихся по реализации своих личностных, образовательных, социальных и других потребностей и интересов;
• организацию взаимодействия учащихся при решении проблем и задач на основе информационных технологий;
• применение новых диагностических средств оценки качества образования (включая интегральный и попредметный мониторинг качества образования, рейтинговую систему оценивания, динамическую систему оценивания достижений учащихся и др.).
Содержательные инновации являются наиболее сложным и вместе с тем наиболее продуктивным уровнем как профессиональной компетентности учителя в целом, так и информационно-коммуникационные компетентности. В сфере цифровых технологий они имеют свою специфику. Например, для учителей естественнонаучных предметов (физики, химии, биологии) использование методов компьютерного математического моделирования, особенно в профильном варианте обучения, является высокопродуктивным; для филологов аналогичную роль могут играть компьютерные технологии анализа текстов, для историков – технологии баз данных и т.д.
Уровни информационной компетентности соответствуют этапам профессионального совершенствования современного учителя в сфере информационно-коммуникационных технологий.
Знаниевый уровень – наиболее массовый, который должен быть освоен всеми педагогическими и административными кадрами.
Уровень организационных инноваций – это уровень успешной и продуктивной методической работы. Модернизация сетей образовательных учреждений, объективация результатов образовательной деятельности, диверсификация форм обучения, индивидуализация учебных планов – все эти и многие другие аспекты модернизации образования требуют новых форм методической работы, основанных на информационных технологиях.
Уровень содержательных инноваций предусматривает проектирование и реализацию локальных и пилотных педагогических экспериментов. Парадигма «создания знаний» является для российского (как, впрочем, и мирового, включая сферу формирования информационно-коммуникационной компетентности учителей, образования подлинно инновационной парадигмой, приходящей на смену старой парадигме – «усвоения знаний».
Циклограмма работы по информатизации
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №3
с углубленным изучением отдельных предметов» в рамках проекта «Школа информационной культуры»
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственный |
Компьютерный мониторинг качества образования |
1 раз в триместр и по итогам учебного года |
Зам. директора по учебно-воспитательной работе |
|
Использование компьютерного мониторинга обученности |
1 раз в триместр |
Зам. директора по учебно-воспитательной работе |
|
Создание информационного банка из опыта работы с использованием электронных образовательных ресурсов |
В течение года |
Зам. директора по информационным технологиям |
|
Использование цифровых технологий и Интернет-ресурсов для организации образовательной и воспитательной деятельности школы |
В течение года |
Зам. директора по информационным технологиям, Зам. директора по учебно-воспитательной работе, Зам. директора по воспитательной работе, классные руководители, учителя-предметники |
|
Использование электронных образовательных ресурсов и Интернет-ресурсов для подготовки обучающихся 9-11 классов к государственной итоговой аттестации по русскому языку, математике и предметам по выбору обучающихся |
В течение года |
Зам. директора по информационным технологиям, Зам. директора по учебно-воспитательной работе, учителя-предметники |
|
Ведение электронного документооборота |
В течение года |
Зам. директора по учебно-воспитательной работе |
|
Повышение квалификации педагогических кадров в области информационных технологий, методическая и техническая помощь по обучению педагогических и административных кадров в дистанционной форме |
В течение года |
Зам. директора по учебно-воспитательной работе, Зам. директора по информационным технологиям |
|
Обмен опытом работы на заседаниях школьных методических объединений учителей-предметников |
По плану школьных методических объединений |
Руководители школьных методических объединений |
|
Анализ работы по реализации проекта |
Ежегодно |
Зам. директора по информационным технологиям |
|
Обеспечение необходимой коррекционной работы |
В течение года |
Зам. директора по информационным технологиям |
|
Использование технических аудиовизуальных средств обучения в образовательной деятельности школы |
В течение года |
Зам. директора по учебно-воспитательной работе, Зам. директора по информационным технологиям, Зам. директора по учебно-воспитательной работе, учителя-предметники, организаторы внеурочной деятельности |
|
Использование имеющихся технических и электронных образовательных ресурсов для проведения уроков, факультативных занятий, профессионального обучения, кружковой работы |
В течение года |
Зам. директора по учебно-воспитательной работе, Зам. директора по информационным технологиям, учителя-предметники |
|
Использование информационных услуг сети Интернет в практике работы школы |
В течение года |
Зам. директора по информационным технологиям |
|
Применение новых информационных технологий для управления качеством образования |
В течение года |
Зам. директора по учебно-воспитательной работе |
|
Обновление базы данных по педагогическим кадрам |
сентябрь |
Зам. директора по учебно-воспитательной работе |
|
Обновление базы данных по обучающимся |
сентябрь |
Зам. директора по учебно-воспитательной работе |
|
Участие в городских, областных, Всероссийских конкурсах, вебинарах, конференциях с использованием информационных технологий |
В течение года |
Зам. директора по учебно-воспитательной работе, воспитательной работе, информационным технологиям |
|
Поддержка школьного сайта |
В течение года |
Зам. директора по информационным технологиям |
Прогнозируемые результаты
№ |
Критерии эффективности реализации проекта |
Показатели |
Совершенствование и расширение единого информационного пространства школы
|
- повышение эффективности образовательного процесса; - автоматизация организационно-распорядительной деятельности школы;
|
|
Формирование информационно-коммуникационной информационной компетентности как составляющей профессионального мастерства учителя |
- создание условий для творческого роста всех участников образовательного процесса через использование информационных технологий; - повышение качества образования; - повышение информационно-коммуникационной компетентности педагогов и административных работников; - распространение и обобщение опыта учителей через участие в научно-методических и научно–практических семинарах, конференциях, публикации, в том числе в сети Интернет; - создание оптимальных условий для взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство образовательного учреждения; - эффективность использования сайта.
|
|
Повышение информационной культуры обучающихся |
- формирование информационной-компетентности обучающихся на всех ступенях образования; - результативность и массовость участия в конкурсах, олимпиадах, конференциях, в том числе в дистанционной форме |
.
Формы представления результатов
- Локальные акты, концепции, программы и проекты по информатизации школы, варианты процедур различной направленности и уровня сложности.
- Описание системы работы по информатизации по различным направлениям и вопросам.
- Методические рекомендации по использованию цифровых технологий в образовательном процессе и управлении образовательным учреждением.
- Базы данных по направлениям работы и преподаваемым предметам.
- Статьи, брошюры, учебно-методические пособия с отражением опыта работы по использованию цифровых технологий.
- Сайт школы в сети Интернет.
- Персональные сайты и блоги педагогов и их сообществ.
Механизм реализации проекта
- Выявление потребностей участников образовательного процесса по вопросам информационно-коммуникационных технологий.
- Проведение мониторинговых исследований по данному направлению работы.
- Разработка системы документов по данному направлению работы в совокупности с отработкой процедур функционирования и развития создаваемых структур.
- Организация рабочих и творческих групп, семинаров, советов, форумов по данному направлению работы, работающих в непрерывном режиме над продвижением Программы информатизации, контролем реализации плана, его корректировкой.
- Регулярное обновление и пополнение стратегической информации за счет официальной статистики и периодических обследований (мониторинга), проводимых по единой методике.
Основные риски и потенциальные угрозы при реализации проекта
Виды рисков |
Способы минимизации |
Недостаточное бюджетное финансирование |
Отказ от рискованных проектов. Привлечение внебюджетных средств |
Технические трудности использования компьютерной и иной техники |
Повышение компетентности сотрудников школы, занимающихся технической поддержкой образовательного процесса. Повышение компетентности работников школы, использующих технику в учебно-воспитательном процессе. |
Недостаточная квалификация работников в сфере информационных технологий, низкий уровень информационной и коммуникативной компетентности работников |
Систематическое повышение компетентности в области информационных технологий через курсы повышения квалификации, методические семинары, индивидуальные консультации |
Проблема мотивации кадров: сопротивление консервативной части педагогов при введении изменений, нежелание участвовать в процессе диссеминации опыта |
Использование стимулирующей части фонда оплаты труда, повышение привлекательности инновационной деятельности через участие педагогов в различных фестивалях, конкурсах, мастер-классах. |
Возможность инновационной перегрузки работников школы. Угроза психоэмоционального «выгорания» педагогических кадров. |
Материальное стимулирование, психологическая поддержка педагогов, внедряющих инновационные технологии, создание позитивного имиджа информационно компетентного педагога. |