УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О проведении в Российской Федерации
Года педагога и наставника
В целях признания особого статуса педагогических работников, в том числе осуществляющих наставническую деятельность, постановляю:
1. Провести в 2023 году в Российской Федерации Год педагога и наставника.
2. Правительству Российской Федерации в 3-месячный срок:
а) образовать организационный комитет по проведению в Российской Федерации Года педагога и наставника и утвердить его состав;
б) обеспечить разработку и утверждение плана основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года педагога и наставника.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять необходимые мероприятия в рамках проводимого в Российской Федерации Года педагога и наставника.
4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент Российской Федерации В.Путин
Москва, Кремль
27 июня 2022 года
№ 401
Ссылка на источник http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202206270003
Педагог - это...
Н.Ю.Иванова
Заместитель директора МБОУ "СОШ №3"
по учебно-воспитательной работе
Все начинается с любви…
(Моя педагогическая философия)
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если он имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если же учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он — совершенный учитель.
(Л. Н. Толстой)
Всё начинается с любви.
Твердят: "Вначале было слово…”
А я провозглашаю снова:
"Всё начинается с любви!”
Всё начинается с любви:
И озаренье, и работа,
Глаза цветов, глаза ребёнка –
Всё начинается с любви.[1]
Да, именно с любви начинается настоящий учитель. С любви к своим ученикам, любви к школе, любви к своему предмету, любви к научному поиску, любви к своей стране и людям, которые в ней живут, любви к жизни.
Слово, которое учитель произносит, входя в класс, несет в себе эту любовь и умножает ее.
Мечтала ли я быть учителем? Думала ли когда-нибудь о том, что судьба приведет меня в школу, что школа станет моей судьбой? Нет. Тем радостнее осознавать, что жизнь подарила мне это счастье – каждый день входить в класс и начинать урок. Так что же такое – быть Учителем? В чем секрет педагога? За какими печатями скрывается тот ключ, который откроет разум, душу и сердце каждого ребенка? Для меня таким ключом является любовь, непростая, многогранная.
Каждый ребенок подобен алмазу. Педагог может сделать из алмаза бриллиант. Хороший учитель подобен ювелиру, который наносит новые грани и шлифует те, которые были присущи ребенку изначально.
Среди граней, превращающих алмаз в драгоценный камень, есть главные, самые значительные. Для себя я выделила наиболее важные стороны формирования и развития личности ребенка.
*
Грань первая. Ученик и его «я»
Любые проблемы в обществе, будь то строительство транспортных магистралей или развитие социальной сферы, в конечном итоге, решает конкретный человек. Он должен быть профессионалом высокого уровня, умеющим оценить важность стоящих перед ним задач, значимость его работы для социума а это невозможно без самовоспитания, саморазвития, самоуважения и самореализации личности. Профессионализму и гражданственности нужно учиться. И кто, как не учитель, поможет растущему и взрослеющему ребенку правильно расставить нравственные, гражданские и профессиональные ориентиры? Но для этого педагог сам должен быть личностью, причем, личностью счастливой. Ко мне часто приходят за советом и мои сегодняшние ученики, и те, кто уже много лет назад окончил школу.
В запасе есть у них нелегкие задачи,
Где уравненья слов должны сложиться в жизнь…
И я решаю их, надеясь на удачу,
И снова говорю: «Давай, не ошибись…»[2]
*
Грань вторая. Ученик и его семья
Родительский дом – начало начал. Первое ощущение любви дети получают в семье. Чем гармоничнее отношения в доме, тем больше возможностей открывается для всестороннего развития личности ребенка. К сожалению, не всегда ребенок получает достаточно тепла в семье, и тогда задача учителя – помочь родителям научиться любви к их собственным детям. Задача трудная, но какую испытываешь радость, когда осознаешь, что твои труды не пропали напрасно. В моей практике был случай, когда мне пришлось вызвать «скорую помощь» ученице, везти ее в больницу на срочное обследование, видеть встревоженные глаза врачей. Как оказалось позже, причиной «приступа» было желание увидеть маму, чьей любви так не хватало девочке. Только после доверительной беседы с этой мамой я снова увидела сияющие глаза и радостную улыбку её дочери. В их дом вернулась любовь и взаимопонимание.
В глазах счастливых солнечного детства
Засветится мечтою синева:
Учителя нашли простое средство,
Ученикам даря любви слова…[3]
*
Грань третья. Ученик и наша школа
В школе ученик обретает первых друзей, первую любовь, первый жизненный опыт. Но все-таки школа была и остается местом, где дети приобретают навык учиться. Дать знания может почти каждый, но привить ребенку любовь к процессу познания дано только настоящему педагогу. А это возможно, если педагог сам беззаветно любит свой предмет, постоянно находится в процессе саморазвития, самосовершенствования и самореализации. Непременным качеством учителя должна быть мудрая и искренняя любовь к своим воспитанникам. Но любовь не может быть слепой.
Я часто говорю своим ученикам: «Любит не тот, кто вас всегда хвалит, а тот, кто покажет вам ошибки и поможет их исправить»
Задача учителя – научить ребенка порядку, ответственности. Тогда ученик найдет нужный путь и сумеет его преодолеть с честью и достоинством. Каждый учитель должен не только отлично знать и любить свой предмет, но уметь в доступной форме донести их до каждого ребенка. Высокой ступенью профессионального роста является педагогический поиск, педагогическое творчество, которому сопутствует внесение в учебно-воспитательную деятельность тех или иных инноваций, приемов и методов, технологий и подходов. На современном этапе на первый план выходит личностно-ориентированное обучение в правильном сочетании с традиционными формами обучения. Да, это нелегко – быть современным учителем. Но как интересно!
Покажется, что распростерлась Вечность,
Что взломан Мироздания пароль.
И вдруг твое стремленье в бесконечность
Тебя вернет к исходной точке: в ноль.
Как о порог, об этот ноль споткнешься.
Но как бы ни был прежний путь тернист,
Вновь выбирай (и ты не ошибешься!)
Путь в бесконечность – Мёбиуса лист![4]
*
Грань четвертая. Ученик и наш город
Любовь к Родине, к Отечеству начинается с любви к тому месту, где ты родился, вырос, где твой дом, твои друзья, твоя семья… В воспитании патриотических чувств, как правило, одна из ведущих ролей принадлежит педагогу. Открыть детям красоту родного края, приобщить к культурным традициям, показать связь времен и поколений – не в этом ли воспитательная задача учителя?! Я стараюсь вырастить своих учеников людьми социально активными, неравнодушными к судьбам своего города, чувствующими ответственность за его будущее. Наш город, город Реутов, – Наукоград Российской Федерации. Это значит, что в нем живут и трудятся высококвалифицированные специалисты, крупные ученые и талантливые инженеры. А будущее города – те ребята, которые сегодня сидят за школьными партами, которые приходят на мои уроки физики и информатики. Именно им продолжать славу Реутова, славу Отечества. И любовь к городу, беспокойство о его будущем – дополнительный стимул к осознанному и мотивированному получению знаний. На уроке физики и информатики мы с ребятами часто обращаемся к вопросам, так или иначе связанным с научной деятельностью, которая ведется в Реутове. Через непростые формулы, написанные на доске, проступают траектории и спутников, отблески ракетных двигателей, блестящие панели солнечных батарей. И сам собой снимается вопрос «А зачем нам нужны физика и информатика?»
А я иду аллеями в тиши,
Твое дыханье чувствуя как будто.
Тебе отдам я, милый мой Реутов,
Все силы и движения души! [5]
*
Грань пятая. Ученик и наше Отечество
Я – гражданин России. Это - моя страна, в которой я родилась, выросла, получила образование, прошла этапы становления собственной личности. Это страна, в которой я живу, которой горжусь, которую люблю.
Я хочу, чтобы каждый мой ученик испытывал такие же искренние и трепетные чувства к своей Родине – России. Любовь к Отечеству приходит в процессе обучения, воспитания и развития личности. Мы вместе проходим долгий путь познания многовековой истории и многонациональной культуры страны, знакомимся с достижениями российской науки и техники, чувствуя себя участниками современных событий и ответственными за будущее своей Родины. Политехнический музей и Музей Космонавтики давно стали нам учебной площадкой. Псков и Михайловское, Ясную Поляну, Царскосельский лицей и Петербург Достоевского, Владимирские храмы и сказочный город Суздаль, самолеты в подмосковном Монино и танки в Кубинке – чего мы только не увидели в своих поездках по Подмосковью и стране!
Обернешься – мир и полдень.
Зелень ласковой земли.
И надеждой душу полнит
Церковь белая вдали.[6]
*
Грань шестая. Ученик и наша планета
Мы живем на одной общей планете - планете Земля. Криста Маколифф, учительница, астронавт мечтала рассказать детям Земли как прекрасна и как мала наша планета. Но разве обязательно нужно побывать в космосе, чтобы понять, как хрупко существование нашего общего дома, как необходим ему мир и любовь? Учитель может и должен показать детям красоту разных мест, научить бережному отношению к природным богатствам.
Дети учатся принимать людей разных национальных культур, религиозных убеждений, искоренять в себе ростки национализма. Я стараюсь, чтобы они не стали равнодушными к происходящему на планете, будь то цунами, унесшее тысячи жизней, разрушение озонового слоя в атмосфере Земли, трагедия Чернобыля или исчезновение амурских тигров.
Открывать мир, узнавать новые уголки планеты, находить новых друзей нам помогают не только беседы, классные часы или виртуальные путешествия, но и наши совместные поездки в другие страны. Узнать историю, культуру, язык, самому окунуться в атмосферу чужих городов – что может быть интереснее для школьника? А когда рядом – одноклассники и учитель, радость открытия многократно умножается.
*
Грань седьмая. Ученик и учитель
Каждому ученику необходим свой учитель. Тот, который сумеет разглядеть в ребенке то, что не видно другим. Тот, который найдет то самое, единственное слово в самый нужный момент. Учитель не может быть в плену своих педагогических амбиций, его главная амбиция – доверие каждого ученика. Уметь радоваться маленьким успехам ребенка, сопереживать ему, поддержать в минуту сомнений, помочь ему найти свой собственный путь в мир – необходимое качество педагога. Но не менее важно уметь анализировать свои действия, уметь признавать и исправлять свои ошибки. Только тогда учитель становится Учителем. А учитель – всегда немного поэт.
Но я найду ответ в любимых детских лицах
И в свете ясных глаз, чьи взгляды так легки.
Вы для меня всегда – открытая страница,
Мои учителя – мои ученики…
.
Все начинается с любви!
[1] Р. Рождественский, «Все начинается с любви»
[2] Строки из стихотворения Н.Ю.Ивановой «Мои учителя»
[3] Строки из стихотворения Н.Ю.Ивановой «Песня о школе»
[4] Строки из стихотворения Н.Ю.Ивановой «Лист Мёбиуса»
[5] Строки из стихотворения Н.Ю.Ивановой «Мой Реутов»
[6] Строки из стихотворения Н.Ю.Ивановой «Владимирка»